История Вилково, тогда поселения Липованского, начинается приблизительно в 1746 году.
Наши предки решили осесть на Дунае - одной из четырех рек Северного Причерноморья. В античное время Дунай называли Петром, и «отец истории» Геродот, рассказывая о Скифии, назвал Петр «величайшей рекой».
В том месте, где эта река впадает в Черное море, в 17 веке нашли приют первые переселенцы. Что заставило этих людей бросить обжитые земли и прийти в глухие окраины? Как они жили? Чем занимались? Заглянуть в те далекие времена нам помогут книги известного историка-краеведа А. Д. Бачинского, дела Вилковской посадской управы (1879-1918), историко-статистический очерк Г. П. Бахталовского «Посадъ Вилковъ» (1881) и многие другие источники. Конечно, эта история не будет полной, многие факты уточнят время и люди. Сейчас она видится нам такой....
Историки утверждают, что в низовьях Дуная поселения были задолго до нашей эры. А первое письменное упоминание об этом крае имеется в летописи «Повесть временных лет»: в ней отмечено, что киевские князья вели с угличами и тиверцами продолжительные войны за присоединение к Руси земель между устьями Днестра и Дуная. В середине X века н.э. князь Игорь включил придунайские земли в состав Киевской Руси. Киевский князь Святослав I в 970 году помышлял перенести на Дунай свою столицу, отсюда «в лодиях и на конях» он начинал свои походы на Византию и Болгарию. Многострадальна история этого края, он веками подвергался нашествию кочевников.
В конце XV века устьем Дуная овладела Турция - это стало началом трехсотлетнего ее владения этим краем. Украинский гетман Богдан Хмельницкий неоднократно пытался освободить от турок эти земли, посылая сюда с войском своего сына Тимофея.
После воссоединения Украины с Россией в 1653 году борьба за присоединение Придунайского края к восточно-славянским землям разгорается с новой силой. При Петре I русская армия перешла Днестр и двинулась на юг, к Дунаю, но удача изменила Петру.
В 1738 г. русские войска вновь появляются на территории, расположенной между Днестром и Дунаем. Русско-турецкие войны за эти земли продолжались до начала XIX века. И только в 1812 году Бессарабия была вырвана из владения Османской империи.
В период между этими войнами, в 1746 году, в дельте Дуная, по преданию, осел беглый люд, основав целое поселение. По другим свидетельствам, на месте нынешнего Вилково поселения существовали уже в 1690-х годах... Как бы там ни было, но в 1768 году на военной карте Российской империи появляется маленькая точка под названием «Селение липованское» - первоначальное название нынешнего Вилково. Первопроходцами этих мест стали раскольники-старообрядцы и «неспокойное воинство» - донские и запорожские казаки, вооружившиеся не оружием, а хозяйственным инвентарем. В общем, история основания Вилково - это история притесняемого старообрядчества и беглого казачества.
Князь Киевской Руси Владимир I в 988-989 гг. ввел христианство в качестве государственной религии. Спустя 600 с лишним лет с момента крещения Руси русская православная церковь, обладая большой властью, была надежным помощником в делах государственных. Но именно в этот период в ней и произошел раскол. Случилось это во второй половине XVII века в царствование Алексея Михайловича Романова и в патриаршество Никона. Истоком раскола видится стремление унифицировать богослужебные книги, поскольку при их переводе с греческого на славянский было допущено множество ошибок. Их решили исправить, соотнося древние греческие писания с их славянскими аналогами. Патриарх Никон, обладавший твердым характером, стал проводить реформу жесткой рукой. Нововведения были не всегда понятными и вызывали сопротивление. Наиболее заметными и значимыми казались следующие нововведения:
- Вместо двоеперстного крестного знамения было рекомендовано троеперстие (двоеперстие складывалось во имя двух естеств во Христе - божественного и человеческого; троеперстие - во имя Святой Троицы: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу»). Тогда и сказали: «Никон упразднил Христа».
- В старых книгах имя Христа писалось «Исус», а в соответствии с греческим звучанием стали писать «Иисус».
- В старых книгах в Символе Веры читаем: «Ив Духа Святаго, Господа истиннаго и животворящего», после исправлений слово «истиннаго» было исключено.
- Вместо «сугубой», т.е. двойной аллилуйи была введена «трегубая», тройная аллилуйя («аллилуйя» - еврейское слово «Гиллель», означающее «Хвалите Бога»).
- В старых книгах во время крещения, венчания, освящения храма следовало делать обхождение по солнцу - «посолонь». В новых было введено обхождение против солнца.
- В старорусском варианте Божественную литургию совершали на семи просфорах («просфора» - по-гречески «приношение»), по новому канону стали служить на пяти.
- Никон ввел в поклонение шестиконечный крест; раньше был восьмиконечный и т.д.
Расхождения между старым и новым церковным уложением для ревнителей старинной церкви оказались принципиальными. Расколу способствовало еще и то, что к этому времени в лоне самой Русской православной церкви созрели свои внутренние противоречия. Они имели серьезные последствия и отразились как на судьбах преданных ревнителей старинного обряда, так и на судьбе самого Никона.
Его реформы встретили сильное противостояние духовных деятелей и повлекли за собой внутрицерковный раздор и смуту. Самой яркой фигурой оппозиции Никону был «неистовый» Аввакум (1621-1682 гг.) - протопоп, сын сельского священника. В 1653 г. он был сослан в Тобольск, затем в Забайкалье. Ни пытки, ни лишения, ни смерть двух сыновей его не сломили. Он и другие противники Никона подверглись жестоким мучениям, казням, гонениям. Епископов, архимандритов без соборного суда лишали сана, ссылали в дальние монастыри, сжигали в срубах.
Заручившись поддержкой царя, Никон, проводя реформу, не ущемлял собственного тщеславия, но не забывал и о пользе государства. И все-таки жажда власти его подвела. Стремясь уравнять права царя и патриарха, он попал в немилость. Возник серьезный конфликт с государем Алексеем Михайловичем, и в 1660 году в Москве был избран новый патриарх - им стал Иосаф из Троице-Сергиевской лавры. Основные нововведения Никона одобрили, двоеперстие объявили «еретическим», сторонники старых обрядов ушли в подполье. В конце XVII века старообрядчество распалось на два толка: поповство и беспоповство. Первые признавали необходимость священников при богослужении, вторые отрицали всех «князей церкви», считая, что они, движимые жаждой роскоши, забыли об аскезе и погрязли в грехах. Отныне сторонники старого церковного канона стали хранить книги, иконы древнего письма, дониконианские издания и рукописи в глухих скитах и подвалах монастырей. Выступления защитников «старой веры» получали поддержку в различных слоях русского общества, что привело к большому резонансу и усугубило раскол уже в масштабах общегосударственных.
Официальной церковью, поддержанной государством, так или иначе, но староверчество притеснялось многие десяти- и даже столетия. Гонения то ослабевали, то усиливались, но никогда не прекращались вплоть до 90-х годов XX века. Показательным в этом отношении оказалось царствование Петра I (1689-1725 гг.). Он, провозгласивший принцип веротерпимости в государстве, разрешил старообрядцам открыто жить в городах и селах, но они не пользовались никакими гражданскими правами. Только духовенству было дозволено носить бороды, с прочих брали пошлину в 100, 60 и 30 рублей в год, а с бородатых крестьян при въезде в город или выезде из него взимали по 2 деньги. Староверы искали пристанище по всем окраинам Российской империи, в том числе и в Придунавье. Основатель одного из самых многочисленных и сильных старообрядческих толков, казак-старовер Фотий Васильев, принял в монашестве имя Филиппа. Его последователи отказывались молиться за царя, отвергали ритуалы официальной православной религии. «Филиппоны» (производное от них «пилипоны») через какое-то время и получили наименование «липованы». Постепенно это религиозно-культурное единство, как и само название «липоване» стало определением для довольно пестрой массы старообрядцев в Юго-Восточной Европе.
В начале XVIII века дельту Дуная облюбовали для себя донские казаки-старообрядцы, последователи атамана Игната Некрасова - сподвижника Кондратия Булавина, возглавившего казацкий бунт против религиозных и социальных притеснений народа. Командующий 20-тысячной карательной царской армии князь Василий Долгорукий в 1708 году жестоко подавил булавинское восстание. Игнат Некрасов, стремясь спастись от расправы, ушел на Кубань с отрядом, насчитывающим около 10 тысяч казаков с семьями, а часть казаков-некрасовцев перебралась на необжитые берега в устье Дуная. Тогда Кубань находилась под властью крымского хана, а Придунавье было под властью турок. Османы и татары охотно принимали беглый люд, который заселял необжитые земли. За это казакам предоставлялись даже некоторые привилегии: например, их освобождали от податей и повинностей, разрешали иметь собственный суд и чинить расправу по своему усмотрению. Взамен казаки обязаны были принимать участие во всех войнах против России.
В 80-х гг. XVIII века с Кубани на Дунай началось второе массовое переселение некрасовцев. Оно было связано с наступлением русских войск на Кубань и присоединением к России Крыма, дотоле бывшего под властью турок и татар. В память о тех временах недалеко от Вилково, вверх по Дунаю, стоят села Старая и Новая Некрасовки, а в окрестностях города есть острова Кубанка, Кубанский, Анкудиново.
Постепенно грань между старообрядцами и некрасовцами стиралась, их всех предпочитали называть липованами. Они строили рыбацкие жилища с русскими печами. А чтобы построить, как его называли, «камышовый домик», было необходимо в плавнях набросать бугор из ила, а затем сделать остов дома из стволов вербы, переплести их камышом и веревками, обмазать илом, добытым из Дуная, и камышом же покрыть крышу. Им же топили и русские печи, высекая огонь кресалом. Жили трудно, дома освещали рыбьим жиром. Защищались от частых разливов Дуная, страдали от жары и пожаров, часто возникавших летом. Для удобства передвижения на лодках расчищали каналы-ерики. Со дна доставали густой вязкий ил. Из него буквально «лепили» грядки огородов, наращивали площади садов. Под щедрым южным солнцем на этой земле неплохо зрели овощи, плодоносили деревья. Правда, создавать все это приходилось не раз и не два - частые половодья смывали наносные нестойкие гребли, а когда Дунай бывал особенно полноводным, земляные дамбы не выдерживали, и вода свободно разгуливала по садам и огородам, а то и разрушала жилища.
Сегодня Вилково красиво. Вода, зелень и белоснежные домики, став его сутью, сделали облик города интимно-прекрасным. Здесь видишь: плоды трудов тяжких одаривают красотой. Город утопает в зелени, такое обилие и разнообразие цветов мало где встретишь С ранней весны и до поздней осени, с нежных подснежников, гиацинтов и нарцисов до роскошных, тяжелых хризантем - душа и глаза впитывают их красоту. Цветы везде.Прихотливые и капризные - поближе к дому, дички попроще - на каждом шагу: во дворе, у канавы и даже в огороде.
Одной из статей доходов вилковчан является огород. Большая часть огородов находится на островах, куда отправляются на лодках. Земля на грядках наносная. "Вымостить грядку" - тяжкий труд. Стоя в воде ил достают, укладывают на берегу, подсохший тачками или носилками переносят в нужное место. Ил дарует любому растению силу и стать. Близость к воде определяет вкус фруктов. Виноград растет шпалерами. Такие живые изгороди и арки спасают в зной и радуют гроздью во время сбора урожая.
Как и прежде, в Вилково почитают лодку и рыбака. Рыба - основная кормилица.
Жизнь вилковчан определяется словом "вода". Дунай могуч, торжественен и строг. Множество каналов, проток и мелких рукавов несут его воды поближе к жилью. Ритм жизни зависит от направления и силы ветра, уровня воды и времени года - большинство живущих здесь вовлечены в естественный круг времени.
В некоторых районах города, поближе к плавням, сохранились ерики (канал, узкая протока). По ним уже не ездят в гости друг к другу на лодках, но, такой канал, наполненный водой, придает особый изыск жилью, расположенному рядом.
Для защиты домов от воды, мостят бережок (гребля), выгребая осенью плодотворный ил из обмелевшего ерика. Бережок укрепляют с помощью ивовых кольев. Весной колья проростают и превращаются в молодые ивы, радуя глаз своей безверхушчной кроной.
И течет, несет свои воды мимо города красавец Дунай. На пересечении трех гирл - Белгородского, Очаковского и Старостамбульского - крошечной точкой обозначил свою сутькогда-то посад, а теперь небольшой городок Вилково.Именем увековечил природную развилку горомной реки, удивил историей первопроходцев - беглых раскольников, донских и запорожских казаков, одарил внуков-правнуков красотой просторов и возможностью жить. Да будет так всегда.